"Подпишите меня на авто"
БИЗНЕС-ФОРМАТ
Как сервис из казанского бизнес-инкубатора предлагает горожанам отказаться от личных авто
Проект из приамурского Благовещенска прижился в ИТ-парке Казани и теперь пытается убедить жителей города забыть об автомобильных заботах и переключиться на "персонального водителя по подписке".
История проекта AltoCar началась на берегах Амура - в далёком Благовещенске. Предприниматели Александр Бобылев и Виктор Неешпапа занимались веб-студией, но "дошли до потолка".
Мы решили съездить посмотреть, как работают другие - просветиться, так сказать.
Александр Бобылев
Захотелось посмотреть, как вообще люди живут, как могут по-другому бизнес делать. Закралась мысль - нужно стремиться к своему проекту, к тиражированному бизнесу.
Виктор Неешпапа
Так началась история первого проекта амурчан - ТаксиНадо - мобильного приложения по вызову такси при помощи смс. Идею им подсказал третий сооснователь - Александр Ляшенко. С ним же у проекта появились и другие инвесторы - боксёр, владелец стоматологических кабинетов, управляющий железной дорогой. Основные деньги в бизнес вложили друзья основателей. В конце 2014 года объём инвестиций составил около восьми миллионов рублей.
"В январе 2014 года стали изучать GetTaxi, они только начали работать, на рынке появились Яндекс.Такси, Uber. Рынок был пустой, а по регионам было всё свободно. На первых порах получилось собрать миллион инвестиций. Захотелось показать этот проект миру..."

Виктор Неешпапа
Что происходит с рынком такси?
Агрегаторы отбирают рынок у традиционных такси, а конкуренция между основными игроками в этом сегменте - GetTaxi, Яндекс.Такси, Uber - накаляется до предела.

Инвесторы считают сервисы онлайн-заказа такси перспективной нишей. Uber смог привлечь более 5 млрд долларов. Lyft (работает только в США) и Ola Cabs привлекли по 500 млн долларов инвестиций.

Российский сервис Яндекс.Такси только на комиссиях от таксопарков заработал в 2013 году 147 млн рублей. GetTaxi, инвестировавший в российский рынок 15 млн долларов, свои финансовые показатели не раскрывает.

В Казани белый рынок такси представлен 20 000 машин, которые получили разрешение на таксомоторные перевозки. Оценить "серый" рынок не представляется возможным.
Источник: РБК-Daily
Реакция самих водителей на приложения-агрегаторы неоднозначна - одни хвалят рыночную новинку, другие - протестуют.

Так, в феврале 2015 года часть российских таксистов на три дня отказалась принимать вызовы от агрегаторов заказов, объяснив протест низкими тарифами на поездки.
"Агрегаторы с рынком такси вообще что сделали? Они втоптали его в грязь. Кто-то может выйти на подработки, хамить людям, а кто-то же из них нормальный, и работает постоянно. Из-за первых и падает престиж профессии. Надо уровень обслуживания поднимать."

Виктор Неешпапа
"...Тут как раз увидели в твиттере - начинается отбор в челнинский Ит-парк. Подались туда с ТаксиНадо, прошли заочный отбор. Нам звонят - приезжайте послезавтра. Но тут уже просто билетов нет с Дальнего Востока. Проходит буквально неделя - открывается набор в Казань.

Подали заявку. Тишина. Время проходит - ни ответа, ни привета, уже меньше недели до отбора осталось. На кого-то вышли, сказали: мы издалека, принимайте решение - билеты, дальняя дорога.

На следующий день было решение - сели и поехали", - говорят предприниматели.

"Приехали. Защитили проект. Много крови на этом потеряли. Был жёсткий отбор, эксперты хорошо по нам поездили: как посчитали рынок, как будем откусывать его. Мы были не совсем подготовлены к таким вещам.

После первого дня у нас было стойкое ощущение - до второго не доживём. На второй день была интрига, а мы в Москву улетели. В столице сидим, раздался звонок - вы прошли. Приехали назад, продали остатки бизнеса за неделю в спешке. Чего жалеть-то". //Виктор Неешпапа
Результат ТаксиНадо
6 месяцев

Проработал проект на рынке Казани
5000 заказов

Выполнено за время работы проекта
1700 таксистов

Подключены к базе ТаксиНадо
30-40%

Составила средняя выполняемость заказов
Низкая выполняемость заказов стала главной причиной сомнений в успешности проекта.

Предприниматели попали в порочный круг: в первое время при большом количестве подключенных авто было мало заказов. Затем таксисты начинают отключаться от сервиса, но клиенты, подстёгнутые рекламой, требуют больше автомобилей, которых уже нет в службе...
ошибки в прежнем проекте помогли выйти на новую идею
ALTOCAR
"Мы решили взять паузу, поехали в небольшой отпуск на малую родину. Там и родилась новая идея - получить водителя по подписке".
Покупка

Клиент приобретает подписку на месяц - 5000 рублей. За эти деньги он получает 500 км поездок.

Авто заказывается через приложение.
Поездка

Время ожидания машины в первые месяцы - до 20 минут.

В каждой поездке предусмотрено бесплатное ожидание.
Сервис

Каждый из водителей проходит личное собеседование и отбор.

Автомобили не старше 3 лет, не ниже B-класса.
ПРИМЕР:

Казанец живет в одном из районов города. Ему нужно завезти ребенка в детсад, жену на работу, а самому попасть в центр. Дорога до детсада - два км и три минуты ожидания, до работы жены - ещё три км и три минуты ожидания, до центра города - ещё пять км.

По подписке расстояние в 10 километров обойдется пассажиру в 100 рублей на минимальном пакете. В обычном такси - не менее 200.
Основатели проекта долго бились над экономикой сервиса: необходимо было рассчитать все составляющие новой услуги, длину минимальной поездки, конвертацию времени ожидания в рубли и т.д.

"Знакомые стали о нас рассказывать своим знакомым, пытались рассчитать, но ни у кого не получалось. В итоге как-то у самих получилось: рассматривали другие модели по подписке - от фитнес-клубов до SuperJet'ов.

Нас начало цеплять это дело всё больше и больше - приостановили ТаксиНадо", - говорит Александр Бобылев.
КЛИЕНТСКАЯ МОДЕЛЬ

Расчет стоимости услуг происходит из километров, пакет которых клиент приобретает заранее. Минуты ожидания также конвертируются в километры. Ограничение минимальной поездки - два километра.

"Можно проехать сто метров, но заплатить придется два километра. Чтобы на угол дома не ездили"// Виктор Неешпапа
"У нас клиентоориентированный сервис. В ресторане бывает - нашли таракана в супе, поменяли блюдо, даже не извинились. Мы готовы отвечать за качество. Поэтому мы очень плотно работаем с водителями. Штрафные санкции - вплоть до отключения от системы."

Александр Бобылев
Создатели испробовали работу таксистов лично - "бомбили" еще в системе ТаксиНадо.

"Нам важно, чтобы у нас был возврат клиентов 80-90%", - говорят стартаперы.
Altocar'у нет даже месяца. Весь софт был разработан в ТаксиНадо, база водителей - оттуда же. 30 марта в Казани стартовал тест на 6-7 клиентов и 15-20 машин. Автомобили - Camry, Rio, Solaris не старше трех лет. Есть и "Калина", которую взяли по особым причинам:

"Берем из-за водителя. Он такой прям! С ним хоть в девятке раздолбанной!" //Александр Бобылев

Отбор для работы в новом сервисе из тысячи водителей прошли лишь двести.
Планы ОСНОВАТЕЛЕЙ на конец года
Клиентская база: 10 000 человек
Прибыль: 20 000 000 рублей
Оборот: 200 000 000 рублей
Зарплата водителя: 75 000 рублей
- Мы общаемся по проекту с минсвязи - в ИТ-парке же сидим. Выступали на выставках. Познакомились с Рифкатом Миннихановым - главой ГИБДД РТ.
- Что он сказал?
- "Пацаны, это вообще"!
- Прямо так и сказал?
- Ну-у, мы утрируем.
Виктор Неешпапа
"Мы же решаем проблему и государственную - чтобы меньше машин было. Что касается нашего проекта, то, может, со временем начнут продавать вторые автомобили в семье. Тысячу машин можно убрать - меньше пробок, экология...

Опять же, парковки в центре города отменяют. Лично нам эта идея выгодна. Если много платных парковок становится, народ будет задумываться - стоять ему за 500 рублей в день, либо просто купить подписку и на своей машине выезжать только на выходных."

Александр Бобылев
Транспортный коллапс Казани
Сколько машин в городе и почему власти сокращают въезд в центр?
Дефицит парковок в Вахитовском районе Казани в дневное время составляет 39%.

Спрос на парковки в центре города - 56 тыс. машиномест. Предложение (парковки, дворы, внеуличные паркинги) - лишь 22 тыс. мест.
Через 2-3 года загруженность дорог Казани в центре может возрасти до коллапсных 70-75%. Не допустить этого призвана комплексная схема движения транспорта.

По данным ГИБДД, в Татарстане зарегистрировано более миллиона легковых автомобилей, в Казани - около 330 тысяч.

Платные парковки
на улицах введены в центре Казани с 9 февраля 2015 года. С 1 апреля парковка без оплаты будет облагаться штрафом в 2,5 тыс. рублей. Всего в столице Татарстана обустроено 27 платных парковок на 1250 мест. Стоимость часа парковки составляет 50 рублей.
Личный автомобиль
Расходы на личный автомобиль включают в себя стоимость постоянно дорожающего бензина, парковку, особенно актуальную в центре города, техобслуживание, покупку страховки и др..

У среднестатистического горожанина машина простаивает 80% времени. Расходы на авто составляют от 5 до 8 тыс. рублей.
Общественный транспорт
Новая схема общественного транспорта, разворачиваемая в Казани с 2011 года, позволила перемещаться по городу сравнительно быстро и дешево.

Однако комфорт многим дороже, о чем говорит количество такси с одним пассажиром и автомобилей с одним водителем.
- В чём подвох проекта? Всё слишком хорошо звучит, чтобы работать.
- Эксперты так и говорят.

из беседы с основателями

Стартап прошел через ряд конференций, выставок. Идею одобрили серийный предприниматель Боб Дорф, венчурный инвестор Сергей Белоусов.

По словам основателей, AltoCar запускается без инвестиций, кроме сохранившейся технологической и водительской баз и труда разработчиков:

"Сейчас нам надо найти миллион-два на развитие рынка в Казани, и то - на всякий случай".

В планах - через пять лет выйти на международные рынки. В России интерес к покупке сервиса высказала группа Qiwi.
Владельцы постарались учесть ошибки ТаксиНадо. В первый месяц работы проекта AltoCar в Казани еженедельно будут продавать лишь 35-40 подписок, чтобы не "упереться" в нехватку водителей.
"Мы просто хотим, блин, гордиться за этот сервис. Чтобы прямо вот я мог сказать - это наш (бьет по столу) сервис, это мы (бьет по столу) его сделали!

Чтобы гордость распирала, чтобы всё было круто. Мы хотим этого добиться!"
Александр Бобылев
Бизнес-Формат
Проект создан порталом TatCenter.ru для поддержки уникальных бизнесов Татарстана и инвестиционной привлекательности региона.
Еженедельно
Через неделю на портале TatCenter.ru появится материал о новом бизнесе. Возможно, именно о вашем?
Пишите нам!
Поддержите
Начинающим предпринимателям особенно важно внимание клиентов. Делитесь нашими историями - поддерживайте бизнес Татарстана!
(c) TatCenter.ru, 2015

Илья Иванов, Юлия Амочаева, Руслан Серазетдинов
Made on
Tilda